В каждом регионе России участкики рыкнка такси в растеряности и недоумении. Сколько таких регионов по России, и в чьих интересах был написан такой закон?
Депутаты Самарской области должны были в мае 2011 года рассмотреть областной законопроект, регламинтирующий работу рынка такси. Однако после выхода федерального закона у депутатов возникли сомнения: нужен ли теперь такой областной закон?
Один таксист довозит клиента до границы региона, там его перехватывает другой таксист. Пассажиру приходится переплачивать, но выбора у него нет».
Карточка таксиста
Новые правила работы такси касаются и оказания услуг, и квалификации персонала, и даже оформления автомобилей. Так, водитель должен иметь стаж более трех лет. А его автомобилю не реже одного раза в полгода необходимо проходить технический осмотр. Разрешение на работу водителя такси будет выдаваться на пять лет. Эта так называемая «карточка таксиста» должна содержать данные о водителе и его автомобиле. И предъявлять ее таксист должен по первому требованию пассажира. А если водитель не будет соблюдать установленные требования, его разрешение отзывается. Реестр выданных «карточек таксиста» должен размещаться в Интернете. Сам автомобиль обязательно оформляется «шашечками» и фонарем на крыше.
Право выдавать разрешения на деятельность таксомоторных компаний получат региональные власти. Предполагается, что администрация городов будет выдавать их юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
«Формально возвращение к нормам лицензирования этого вида деятельности ориентировано, прежде всего, на повышение уровня безопасности пассажироперевозок, на повышение качества подобных услуг и снижение доли нелегального рынка, который находится вне правового и фискального поля», – полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Штрафные санкции
За невыполнение новых норм предусмотрены штрафы. Например, за отсутствие в салоне информации о перевозках водителю придется заплатить 1000 рублей. За невыдачу квитанции таксистом пассажиру устанавливается штраф в 2000 рублей. Если у автомобиля отсутствует специальная «шашечная» раскраска или нет оранжевого фонаря на крыше, то предусмотрен штраф в размере 3000 рублей, а за незаконную установку «опознавательных знаков» – 5000 рублей. За управление автомобилем без соответствующего разрешения придется заплатить 5000 рублей. В такую же сумму обойдется отказ от заключения договора на перевозку пассажира. Несоблюдение маршрута будет стоить водителю также 5000 рублей, а юрлицу – 20 000 рублей. В случае если машина будет вызвана по телефону, но договор фрахтования транспорта не заключат, юридическое лицо оштрафуют уже на 200 000 рублей.
«Введение все новых, и новых, и новых штрафов я прежде всего связываю с дефицитом бюджета. Пытаются найти новые статьи «доходов». И почему-то не понимают, что разного рода санкции лишь загоняют бизнес в тень, а значит, реальные доходы государства уменьшаются», – такое мнение высказал генеральный директор Консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.
Возможные последствия
Конечно, соответствующий сегмент рынка отреагирует на ужесточение требований со стороны государства.
«На мой взгляд, новые требования могут привести к консолидации этого рынка на локальном уровне, – полагает Максим Клягин. – То есть в каждом конкретном регионе, вероятнее всего, будет происходить заметное сокращение количества игроков за счет вытеснения с рынка мелких и средних компаний, для которых новые требования будут обременительными и обернутся существенным ростом издержек и снижением рентабельности, более крупными таксомоторными предприятиями. В том числе, полагаю, крупными компаниями, аффилированными с властными структурами, поскольку возвращение разрешительного порядка будет создавать дополнительные барьеры для организации и ведения бизнеса». Дмитрий Цибизов считает, что такси уйдут «в тень». «Количество таксомоторных компаний безусловно сократится, но количество «таксующих» останется прежним. В целом «уйти в тень» может 30-40% игроков», – считает эксперт.
Отразятся меры государства и на расценках. «При вполне вероятном повышении качества монополизация и новые издержки станут причиной заметного роста цен – дополнительные затраты таксомоторные парки в условиях разреженной конкурентной среды будут перекладывать на потребителя. Особенно это будет заметно на региональных рынках», – таков прогноз Максима Клягина. «Скорее всего, «теневые» таксомоторные компании будут привлекать клиентов более низкими ценами, а значит, спрос на их услуги будет стабильным. Однако вот государство уже получать от них ничего не будет.
Официальные такси безусловно повысят тарифы, т.к. возрастут риски у бизнеса, а бизнес всегда склонен перекладывать риск на потребителя. Тарифы могут подняться только из-за этих нововведений на 20-30%», – считает Дмитрий Цибизов.
И эксперты уверены, что нововведения не помогут борьбе с частниками, маскирующимися под таксистов. Просто они будут лучше маскироваться.
«При этом нелегальный рынок, скорее, увеличится, так как администрирование новых норм, очевидно, будет затруднено, а экономических инструментов снижения конкурентоспособности «серого» бизнеса закон не предусматривает, – уверен Максим Клягин. – Ряды «перевозчиков», работающих без лицензии на свой страх и риск, будут пополняться за счет сокращения числа легальных операторов – далеко не все из высвобождающихся сотрудников таких компаний смогут, да и захотят устроиться в более крупные фирмы. Многие предпочтут более рентабельный частный извоз»
по материалам "волжской комунны" http://vkonline.ru/
Пассажиры заплатят за шашечки на такси
Как считают владельцы компаний, осуществляющих таксомоторные перевозки в Новосибирске, Федеральный закон №69 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ», который вступит в силу с 1 сентября 2011 года, поставит такси в тяжелые условия.
Водилы в законе
По словам консультанта управления дорожного комплекса министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО Бориса Марковского, закон должен упорядочить рынок таксомоторных перевозок, который вышел из-под контроля государства после отмены в 2005 году лицензирования.
- В январе этого года президентом Дмитрием Медведевым был дан ряд указаний ведомствам субъектов федераций о наведении порядка на рынке таксомоторных перевозок. Это связано с тем, что после взрыва в Домодедово некоторые таксисты отвозили людей за баснословные деньги. Министерство транспорта области начало проводить анализ существующего рынка автомобильных перевозок в Новосибирске и столкнулось с проблемой, что официально такого вида деятельности нет. В новом законе определены полномочия на осуществление контроля за такси органами субъектов Федерации. В нашем регионе, скорее всего, этим будет заниматься министерство транспорта. На каждое транспортное средство, осуществляющее таксомоторные перевозки, будет выдаваться разрешение, срок действия которого - не менее 5 лет. Также определены требования к автомобилям - это нанесение шашечек на борта, наличие таксометра, выдача чека за оказанные услуги. Контроль за перевозками будет осуществляться со стороны уполномоченного министерством органа в установленном порядке, также постоянный контроль на линии будет осуществляться сотрудниками ГИБДД, - пояснил Борис Марковский.
До вступления новых правил в силу осталось около 4 месяцев, и пока владельцы такси в нашем городе не знают, чего ожидать от областной власти. Министерство транспорта организует рабочую группу под руководством министра Николая Симонова, в которую войдут представители контролирующих организаций и общественности. За короткое время рабочая группа должна будет разработать и принять положение в местный закон «О пассажирском обеспечении».
Вместо шашечек – табличка «Свободен»
Такая спешность пугает владельцев компаний, осуществляющих таксомоторные перевозки. «Закон в том виде как он есть, считаю сырым, сляпанным впопыхах. Есть один плюс - возможность субъекту Федерации самому отрегулировать рынок такси, но это может стать и минусом. В законе не так много нового-то написано, но мы не понимаем, чем это для нас обернется завтра», - считает директор предприятия «Первый оператор такси» Андрей Заворин.
«Мы не знаем, чего ждать, а вдруг министерство транспорта области накануне 1 сентября скажет, что все машины должны быть белого цвета, мы же физически не сможем так быстро их поменять», - жалуется директор такси «Green» Роман Энгель.
Изначально разработчики собирались с помощью закона покончить с черным рынком такси, так называемыми «бомбилами». Для этого определены параметры законного такси – шашечки, фонарь, таксометр, выдача чека. То есть, не обнаружив этого набора у таксиста, пассажир может пожаловаться на компанию в контролирующие органы.
Как считает Андрей Заворин, новый закон ставит рынок такси в очень сложные условия, но совершенно не решает проблему нелегальных перевозок: «Нельзя шашечки будет размещать на борту без лицензии, тогда водитель сделает табличку «свободен». И кто докажет, что он таксует? Свободен – это может лозунг такой. Никаких налогов бомбилы не платят, техосмотров в два раза в год не проходят, медосмотр тоже, но пассажиры продолжают с ними ездить, не думая о своей безопасности».
По мнению Романа Энгеля, «бомбил» нужно штрафовать, а если трудно доказать, что человек занимался извозом, применять метод контрольной закупки.
На старых машинах по новым ценам
По словам Андрея Заворина, обеспечение такси всеми атрибутами законности может увеличить стоимость конечной услуги для потребителя: «Сейчас такси-диспетчерские, штат которых состоит из частных водителей на собственных автомобилях, максимально стараются снизить цены для пассажиров. Новый закон ставит такси-диспетчерские в жесткие рамки – им придется платить за медосмотры водителей, за техосмотры автомобилей, что, конечно, отразится на стоимости проезда. Чтобы поддерживать бизнес, компании будут вынуждены работать по ценам в 2-2,5 раза выше, чем сейчас. Кроме того в каждой машине должны будут стоять таксометры, а значит, новосибирцам придется платить за время, проведенное в автомобиле, в том числе в пробках, а не за реальные километры».
Консультант управления дорожного комплекса областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Борис Марковский считает, что вопросы цены отступают перед вопросами безопасности пассажиров: «Конечно, здорово прокатиться за 50 рублей, но ведь это может быть автомобиль, не прошедший техосмотр. Так лучше уж съездить за 150 рублей, но на исправной машине с адекватным водителем. Я думаю, для людей, которые будут пользоваться услугами такси, вопросы собственной безопасности должны иметь первостепенное значение».
При этом, как говорят участники рынка, возрастающие затраты на организацию бизнеса не позволяют обновлять транспортные средства. «C 2008 года лизинговые компании не дают лизинг на автомобили. Откуда появятся новые машины в такси? На обновление автопарка никто заемных денег не дает. Сейчас такси работают на поле ценового демпинга, но это не позволяет вести бизнес. Тем более, по моим данным, если обычный водитель имеет аварийность 1, то таксист уже имеет коэффициент аварийности 2, а у бомбил он достигает 6. Машина такси - это до 15 аварий за три года. Поэтому я согласен, что техническое состояние автомобилей подлежит серьезному регулированию со стороны властей. Также необходима помощь государства, чтобы такси смогли поменять парк, потому что самостоятельно это сделать очень сложно», - объясняет Андрей Заворин.
Станут ли шашечки и фонарь знаком качества, который новосибирцы будут проверять, как дату изготовления продуктов, или граждане предпочтут ездить по низким ценам с бомбилами, у которых нет ни медосмотра, ни кассового аппарата, пока неизвестно. Но пассажиры точно наравне с ГИБДД и министерством транспорта окажут значительное влияние на развитие дальнейшей ситуации на рынке таксомоторных перевозок, выбирая, что им лучше сделать - позвонить в такси или сесть на остановке в машину частника.
по материалам Сибкрай ру http://sibkray.ru/