В пятницу 20 октября в Государственной Думе РФ отклонили очередной законопроект о такси. "...№ 564236-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" - от Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев рекомендовал отклонить". К слову это был отклонен один из 24 законопроектов о такси на сегодня внесенных в ГД.
А что не так с законом «О такси» на сегодня и почему так жизненно необходимы изменения в федеральное законодательство? Начнем с того, что профессия водитель на сегодня самая массовая профессия в России, это более 7% трудоспособного мужского населения, даже не учитывая «серый сектор». А вот регулирование на транспорте на сегодня одно из самых отсталых и при этом во всех направлениях, как в автобусных, маршрутных перевозках пассажиров, так и в грузоперевозках, так и в такси.
Виноваты ли агрегаторы?
На сегодня подано ряд судебных исков к «агрегаторам» такси. Но в чём же так виноваты агрегаторы, они просто используют ту модель, которая уже сложилась на рынке услуг пассажироперевозок легковым транспортом. Эксперты говорят, что на сегодня выстроенная модель бизнеса такси в России не законна изначально.
К пояснениям «такси форум» обратился к ведущему сотруднику УГАДН, Игорю Вадимычу Кузичкину, что бы тот доходчиво объяснил, что и как сегодня не законно с позиции контролирующих органов, так как 90% такси в Москве используют схему аренды автомобиля такси, заключая договора с физическими лицами.
В настоящее время организации, оказывающие услуги такси (владельцы разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси), как и иные организации, эксплуатирующие автотранспортные средства, обязаны оформлять путевые листы, подтверждающие работу автомобилей и являющиеся основанием для начисления заработной платы водителям.
В соответствии со Статьей 2 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве РАБОТНИКА или индивидуального предпринимателя.
При фактическом допущении работника к работе (когда работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя) закон обязывает работодателя оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Аналогичная обязанность работодателя закреплена законом в отношении приказа о приеме на работу, который должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 2 ст. 68 ТК РФ).
За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, Статьей 5.27. КоАП РФ предусмотрен административный штраф.
Именно об этом ст. 5.27 КоАП. Проще говоря, выдавая путевку водителю, ты фактически признаешь его своим работником. Отсюда возникают последствия, предусмотренные Статьей 1068 ГК РФ (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником) В соответствии с которой юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. А работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
А если ИП работает на своей машине?
Это классический вариант: сам на своей машине. Перед выездом должен пройти механика (если нет соответствующей квалификации), медика. И с соответствующими отметками, САМ СЕБЕ !!! выписать путевку.
Контроль
Так почему же не проверить все предприятия и не привести всё в законодательную норму? Дело всё в том, что в настоящее время, практически все хозяйствующие субъекты, осуществляющие в регионах деятельность в сфере такси, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" отнесены к субъектам малого предпринимательства. В связи с чем, на основании статьи 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, в период 2016-2018 годов органы госконтроля ограничены в проведении плановых проверок указанных хозяйствующих субъектов.
Что ждать?
Так что ещё законодательно нужно менять? Вот в чем вопрос! Мы хотим, что бы вид деятельности отрегулировали? Отрегулируют! Как у дальнобойщиков - обложки оброком, введут такой же «Платон» только для такси, тем более предпосылки возможностей через агрегаторов это сделать уже есть. Посмотрите кто лезет что-то менять - автошколы, страховщики, пассажирка, они-то что смыслят в регулировании такси? Предложат ответственность агрегаторов? Тот же ЯТ моментально начнет напрямую подключать, убрав прокладки и по ходу убивая мелкие ДС. Что это даст бизнесу?
Решение
Тут вариант один - изменить саму систему, создав допуск на рынок. А именно разрешение, лицензия на предприятие (как ДС услуги) и разрешение/лицензия на водителя. Проигрывают массы прокатных контор, водители становятся в цене, но шлак из бизнеса вымывается Решение на поверхности, но переворачивает все устройство бизнеса.. Правительство на это не пойдет, оно заигрывает перед азиатами и остальными бывшими из СССР, а те нас имеют, выводя наши ресурсы... И закон "о такси" передали в комитет по транспорту в ГД, наконец-то. Но что его ждет и дальше не понятно, мы надеямся, что уже во время осенней сессии начнут рассмотрение. Но опять же пресловутая «транспортная доступность населения» где во главу угла ставится именно стоимость услуги, а не качество и безопасность. В общем - не будет нормального закона ещё долго и это грустно.
Олег Амосов специально ТАКСИ ФОРУМ