Сервис такси «Максим» тоже тестировал «зарплаты» для водителей, но отказался от эксперимента: таксисты создавали фальшивые заказы, чтобы набрать нужное для выплат число поездок.
«Яндекс.Такси» тестирует выплаты гарантированного дохода для водителей. Об этом со ссылкой на источник и игроков рынка пишет «Коммерсантъ».
По словам источника на рынке такси, «Яндекс» рассматривает несколько схем: в том числе выплаты за выполнение определённого числа заказов за день или выплаты за час работы.
Глава гильдии такси Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко рассказал, что «Яндекс» тестирует программу выплат в Воронеже. По его словам, таксисты компании получают фиксированную «зарплату», если они работают на линии восемь часов в день вне зависимости от наличия заказов.
Денис Огнев, директор таксопарка «Букет» — одного из партнёров «Яндекс.Такси» — назвал Воронеж, Казань и Волгодонск регионами тестированиями программы. Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова также подтвердила планы «Яндекс.Такси». По её словам, таксопарки поддержали идею с фиксированными выплатами.
В «Яндексе» заявили, что изучают «много» вариантов поощрения водителей вместе с таксопарками. «О конкретных решениях расскажем, когда претворим их в жизнь», — сообщили в компании.
О тестировании дополнительных выплат рассказали в «Ситимобиле» и такси «Максим». «Ситимобил» выплачивает водителям определённых доход, который, например, зависит от количества выполненных заказов в определенных зонах города. В такси «Максим» эксперимент с «зарплатами» назвали неудачным: водители создавали фальшивые заказы, чтобы набрать нужное число для выплат, поэтому компания отказалась от схемы.
В конце 2018 года власти Москвы предлагали агрегаторам такси ввести минимальную зарплату для водителей в размере около 65-70 тысяч рублей. Группа «Везёт» и «Ситимобил» тогда выступили против.
Сервис «Яндекс.Такси» рассматривает возможность введения гарантированного дохода для водителей. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По данным издания, компания рассматривает несколько вариантов, среди которых выплата фиксированной суммы в день за определенное количество выполненных заказов и гарантированный заработок в час.
Гарантированные допвыплаты «Яндекс» тестирует с конца прошлого года в Воронеже, Казани и Волгодонске, рассказал «Коммерсанту» один из партнеров сервиса.
Эксперты считают, что система выгодна и для самого агрегатора. Затраты на фиксированные заработки будут стоить меньше, чем субсидии и прочие выплаты. Кроме того, они помогут удержать водителей у агрегатора.
Александр Макаров председатель профсоюза столичных таксистов
«Водители перерабатывают и сильно устают, трудовое законодательство нарушается сплошь и рядом. Подобные пилотные схемы уже есть в бизнес-сегменте. Ребята работают, неплохо себя чувствуют, появилось больше свободного времени. «Яндекс» пришел к тому, что надо приводить рынок к общему знаменателю. Долго это продолжаться не может, все зависит от работодателей, как они поставят контроль. Контролировать водителя надо, таксисты — народ ушлый, лазейку найдут. Таким образом, улучшится качество работников. «Яндексу» сейчас все равно: он берет количеством, а не качеством».
Конкуренты «Яндекс.Такси» относятся к схеме обязательных допвыплат по-разному. Агрегатор «Ситимобил» гарантирует доход при выполнении «некоторых условий»: например, от числа выполненных заказов в определенных зонах города. Сервис «Максим» от гарантированных заработков отказался. Компания столкнулась с мошенничеством со стороны водителей, которые создавали фейковые заказы, чтобы набрать нужное число для получения дополнительных доходов.
Инициатива «Яндекса» с самого начала выглядит сомнительной, говорит корреспондент журнала «Московский таксист» Марат Бедретдинов:
Главная проблема сервиса «Яндекса» — он избегает трудовых отношений. То есть это «серая» схема, направленная на удержание водителей, чтобы текучка была меньше. «Яндекс» вводит минимальный прожиточный минимум для водителя такси — вот на что это похоже.
— Сервис «Максим» заявил, что отказался от подобной схемы из-за случаев мошенничества среди водителей.
Это всегда сопровождало сервисы. Первым столкнулся еще до объединения Uber: поток фейковых заказов, были очень хорошие доплаты. Сервис только заходил на российский рынок. Фотошопы документов отправляли, а потом он начал с этим бороться. То есть это будет всегда.
В Москве, где «Яндекс.Такси» занимает 70% рынка, в одиночку диктует правила и повышает проценты. Водители изворачиваются, лишь бы хоть что-то заработать в таких условиях, говорит таксист Михаил Попович:
«Это все из-за человеческой хитрости. От того, что откажутся от заказа, вплоть до того, что поедет на более оплачиваемый заказ или будет брать только наличными. Скажет, не работает терминал, все уловки, нет связи с банком, все, что угодно. Все машины разукрашены у нас, имеют оборудование. Маячки, значки — все как положено, цвет, человек видит издалека. Иной раз даже человек заказывает, увидел руку — взял, все бывает лучше».
В числе лучших уловок некоторых водителей — создание фейковых заказов. Ведь гарантированный доход от числа поездок — большой соблазн для недобросовестных таксистов, говорит водитель Александр:
«В народе бытует много разнообразных баек по поводу того, каким образом поднять доход не совсем правомерными способами. Просто поднять фейковый заказ, то есть купить или попросить, не знаю, жену, тещу, брата, свата, кума сделать заказ себя же. Это флуд называется, по-моему, в профессиональной среде. Способов флуда очень большое количество, они очень разнообразны, и люди будут это делать. Потому что существует как бы вот это ощущение несправедливости».
Несмотря на то что агрегатор борется с фейковыми заказами, есть уловки, которые пресечь просто нельзя, отмечает председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум Такси»
«На сегодняшний день у «Яндекса» уже выстроена система контроля за водителем. «Яндекс» на 90% моментально вычисляет такие фейковые заказы. Хотя со стороны водителей все равно определенное мошенничество может быть, определенные уловки. Стоять в той зоне, которая необходима, но чтобы на тебя не распространялись, то есть не падали заказы, вполне возможно. На самом деле, если уж водитель вышел работать, то надо работать. Надо зарабатывать и надо, чтобы всем было выгодно».
Ранее за введение минимальной зарплаты таксистам выступил департамент транспорта Москвы. Столичные власти предлагали агрегаторам ориентироваться на «среднемесячную зарплату водителя автобуса» — 65 тысяч рублей.