Для тех, кто не слышал о жидких резинах: Что такое жидкая резина и с чем ее употребляют.
Сначала общая теория (взято из Википедии):
Инновационная характеристика жидкой резины заключается в ее способности к сцеплению с любым материалом, независимо от стадии затвердевания или возраста предыдущего покрытия.
Состав наносится на подготовленную поверхность механизированным способом методом холодного распыления, образуя монолитную бесшовную мембрану без стыков и примыканий на поверхностях любой геометрической формы и конфигурации. Актуально применение «жидкой резины» на вертикальных поверхностях — она не «стекает» даже при высокой температуре окружающей среды, устойчива к воздействию ультрафиолетовых лучей… …Жидкую резину можно наносить на самые разные материалы (сталь, бетон, рубероид, стекло, ЛКП, дерево). Мембранное покрытие из жидкой резины находит свое широкое применение в области гидроизоляции кровли, искусственных водоемов, фундаментов.
Большое распространение данное покрытие получило в сфере автомобильного стайлинга. Оно пришло на смену виниловой плёнке, которая по многим характеристикам уступает жидкой резине.
Состав:
Может варьироваться от производителя к производителю, но если упрощенно, то представляет собой смесь резин или каучуков (20%-25%), растворенную в особом растворителе (+-70%) в особых условиях (температура, давление, очередность введения компонентов и т.д.)
Найти MSDS (паспорт безопасности) практически на любой иностранный бренд не составляет труда, а в нем приведен состав или, как минимум, опасные вещества.
Преимущества жидких резин:
Как уже говорила Википедия – в преимуществах жидкой резины прекрасная адгезия к подавляющему большинству материалов. Применимо к автомобилям, это значит, что жидкую резину можно класть прямо на оригинальное ЛКП без его специальной подготовки. Вся подготовка сводится лишь к «помыть, просушить, заклеить и обезжирить».
Второй важнейшей характеристикой жидкой резины является ее эластичность и монолитность. Это значит, что покрытие из жидкой резины можно снять одним куском (при соблюдении технологии нанесения). Она не вступает во взаимодействие с материалом, на котором лежит – т.е. не воздействует на оригинальное ЛКП или пластики/резинки, держась на поверхностях, по сути, за счет молекулярного притяжения и натяжения (немного натягивается по мере просыхания).
Немаловажным преимуществом так же является и колористика. Некоторые резины продаются в стандартных цветах, которые можно дополнительно оттенить колерами, а некоторые идут только в прозрачном виде и окрашиваются РАЛ-колерами. Все в зависимости от политики производителя. К преимуществам вторых относится возможность получения любого цвета.
Четвертое преимущество – время обработки. При наличии нескольких камер 1 маляр может обрабатывать несколько автомобилей поочередно. Таким образом, 4-5 машин возможно подготовить к выезду на маршрут за 5-6 часов (с учетом времени арматурных работ). В случае отсутствия камеры и температуры +-20-25 градусов – для полной просушки лучше дать отстоять ночь.
Что стоит иметь в виду, при выборе в пользу жидкой резины:
1) Любая жидкая резина не стойкая к бензину и различным растворителям (что, впрочем, лечится с помощью специальных лаков). Как плюс, вытекающий из этого, ее всегда можно смыть.
2) Существует большое количество резин азиатских брендов, качество которых может варьироваться от очень хорошего (соответствие ожиданиям), до ужасного (полное несоответствие – выгорание, отслоение или наоборот суперадгезия, воздействие на оригинальное ЛКП, миграция пигмента). Выбирайте проверенные и надежные решения, или хорошо тестируйте продукцию.
3) Укрывистость цвета варьируется от цвета к цвету. БОльшая часть светлых цветов требует белой подложки.
Формы, их плюсы и минусы:
Жидкая резина продается в 3 основных формах
1) Концентрат. Для работы требует оригинальный растворитель (для Plasti Dip, например, F-740), разводится, как правило, 1:1. Плюсы: можно варьировать вязкость, минусы — можно купить уже разбавленный концентрат. Даже у официалов. Или использовать неправильный растворитель, от которого резина «свернется».
2) Готовая к нанесению. Продается уже разбавленной. Вязкость в пределах 19-23 сек/4мм DIN, в зависимости от марки и производителя. Плюсы: не нужен растворитель, не ошибиться с пропорцией разбавления. Минусы: не увеличить вязкость, что, впрочем, очень редко бывает необходимо.
3) Аэрозоль. Плюсы: компактен, удобен для подкрашивания стандартных цветов. Минусы: только стандартные цвета. Цвет может не совпадать с цветом концентрата.
Когда мы выпускали новый продукт, Auto Dip, на рынок, перед нами стояла амбициозная задача, сделать более удобный, более качественный, более экономичный продукт, нежели чем то, что было представлено на рынке жидких резин. Этого мы добились. Однако, с течением времени стали регулярно появляться запросы касательно коммерческого применения материала – сниженных требований к внешнему виду, но повышенных к стойкости, простоте нанесения и стоимости.
Через некоторое время мы разработали и выпустили «новый» материал – Auto Dip Industrial: более доступный и не уступающий по качеству прочим резинам на рынке. В то же время, сохранивший преимущества Auto Dip – готовность к нанесению, возможность колористики, удобство упаковки и т.д. Различия лежат в формуле и в отсутствии некоторых присадок, которые не влияют на характеристики материала в перспективе 1-2 лет.
До начала реализации материал также прошел испытания, как в лаборатории, так и в реальных условиях:
Аэропорт Домодедово. Подъемные краны покрыты материалом Auto Dip Industrial.
Такси, покрытые материалом Auto Dip Industrial. На дорогах с лета 2015г.
Опыт применения материала Auto Dip на такси позволило взглянуть по-новому на перспективы этого материала. Компания-партнер, специализирующаяся на обслуживании таксопарков, настолько «набила руку» на материале, что вышла на производительность в 30 автомобилей за рабочую смену, силами 4-5 маляров и нескольких арматурщиков. В сумме с их ноу-хау и невысокими людскими и временными затратами, это позволяет в короткие сроки и недорого изменить цвет большого количества автомобилей, техники, нанести брэндинг и т.д.
Также, таксопарки — это прекрасный полигон для испытания покрытия в самых жестких условиях: большие пробеги, ежедневные мойки, частые посадки пассажиров, погрузки багажа – жидкая резина Auto Dip показывает себя с лучшей стороны: легко и быстро наносится, хорошо держится, выдерживает мойки керхером, не облезает. Немаловажный фактор – ремонтопригодность покрытия. В случае повреждения достаточно помыть, высушить и закрасить из баллончика поврежденный участок. Что может быть проще?
В конце января мы были в гостях у нашего партнера и записали там несколько видео по подготовке и окраске машин, а также попросили Генерального Директора рассказать об их опыте применения Auto Dip Industrial.
Auto Dip для такси — интервью с генеральным директором крупной компании по покраске таксопарков
Подготовка Skoda Rapid к окраске в желтый цвет для Такси. Так маскируют автомобиль за 15 минут.
Покраска Skoda Rapid в желтый цвет для Такси и нанесение брэндинга.
Теперь посчитаем экономику.
Стоимость жидких резин варьируется в достаточно широких пределах. Всех производителей рассматривать смысла нет, равно как и проверить всех достаточно сложно. Рассмотрим на примере 2 марок, с которыми работаем, которые подпадают под все прочие варианты. Все расчеты по расходу материала приблизительны и на них влияет куча факторов – оборудование, настройки, навыки и привычки маляра, уровень разборки автомобиля перед покраской.
1) Plasti Dip.
a. Концентрат. (Готовый к нанесению существует, но официально не завозится.)
b. Продается прозрачный и окрашенный в стандартные цвета.
c. Розничная стоимость 5л концентрата в МСК +-5500р
d. Требует оригинальный растворитель F-740. 5л +-1200р
e. Смешивается 1:1 с растворителем.
f. Итого на выходе с 1 комплекта имеем 10л. готового к нанесению материала.
g. На автомобиль Б-сегмента (Солярис, Логан, Рио) обычно суммарно уходит 10л-15л материала (разница от способа нанесения и умения маляра). С учетом невысокой кроющей способности светлых цветов, потребуется +- 7л. белой резины для подложки, если машина изначально не белая, и столько же желтой.
h. Получается, минимум на 1 автомобиль требуется 2 комплекта концентрата (белый и желтый + 2 растворителя) и остаются цветные остатки. По +-3л каждого цвета.
i. Стоит отметить, что этот уровень цен стоит со времен еще до начала резкого роста курсов, соответственно, можно ждать роста стоимости, как пойдет товар из новых закупок.
Итого (по розничным ценам):
Стоимость 20л. готовой резины (2 цвета) – 13400 р. (+-6л в остатке)
Время: 8 часов
2) Auto Dip Industrial
a. Готовый к нанесению
b. Продается прозрачный, колеруется в любой RAL-цвет своими колерами.
c. Розничная стоимость 5л готового 3000р. РАЛ-колеры для 5л банки резины 400р.
d. Расход резины немного ниже, чем для Пласти Дип за счет более высокой укрывающей способности. Но т.к. принципиальна толщина покрытия, этим можно пренебречь. Скорее не будет перерасхода для того, чтобы качественно перекрыть цвет.
e. Таким образом, на не-белый автомобиль потребуется 2 банки Авто Дип и 2 колера, белый и желтый. В случае с белым авто – 2 банки резины и 1-2 желтых колера.
Итого (по розничным ценам):
Стоимость 10л. резины с колерами – 6800 р.
Время: 6 часов
Время обработки и сушки будет ниже для более укрывистого материала за счет меньшего кол-ва слоев для перекрытия цвета/создания нужной интенсивности.
Из вышесказанного можно приблизительно понять экономическую модель такого бизнеса. Как правило, у компаний, занимающихся резинами будут скидки 20%-40% на материалы.
Как видите, вариантов дальнейшей экономии остается не так много:
1) количество материала на машине
2) качество материала на машине (марка резины или пропорция разбавления)
Это стоит принимать во внимание при выборе поставщика подобных услуг на стороне или при планировании самостоятельной окраски парка автомобилей.
Таким образом, объективно, жидкая резина обладает рядом преимуществ перед прочими способами изменения цвета большого количества автомобилей, как с точки зрения скорости, стоимости, так и стоимости поддержания внешнего вида автомобилей и остаточной стоимости.
Запросы по сотрудничеству можно отправлять на
электронную почту ponin@pitlane.pro
по телефону +7 (499) 647 47 14
С уважением,
Ваш Pitlane.